Connect with us

Ловля хариуса

Ловля хариуса на реке Норан (приток Буреи)

С точки зрения спортивной рыбалки Дальний Восток — место знатное, несравнимое по потенциальным возможностям и рыбацким просторам ни с каким другим российским регионом. Все зависит только от вашего желания и в некоторой степени от финансовых возможностей. Ведь порой путь к заветной реке не близок и сопряжен с определенными — трудностями. Но чаще всего любые сложности преодолимы, если у вас есть компания единомышленников и четко поставленная цель.

У нас и с целью, и с командой всегда все в порядке. Не так уж много мест осталось на карте нашего региона, где нам еще не доводилось ловить рыбу. В пору справочник пройденных дорог с подробнейшими треками издавать.

Вот разве что Амурская область с необъятными бурейскими просторами стоит особняком. Зимой мы сюда несколько раз наведывались в надежде познакомиться с повадками местной щуки. Да и летом как-то доводилось недалеко от рабочего поселка Талакан ту же зубастую половить. Но, во-первых, хорошими результатами ни в одну из тех поездок мы похвастаться не могли, а во-вторых, был на Бурее еще один маячок, манящий своим далеким огоньком. Речь идет о бурейском хариусе. Есть такая рыба в верховьях Буреи, нам много рассказывали о ней местные рыболовы, ходят легенды о силе, красоте и размеpax. Но до нынешнего года все это были только разговоры, правдоподобность которых мы ставили под сомнение.

Слишком нереальными казались расстояния между разведенными в разные стороны ладонями. Сомнения развеялись после того, как нам в руки попали фотографии с трофейными хариусами. Мы смотрели на эти картинки, и все в наших душах трепетало. Хариусов такой красоты и размеров лавливать еще не доводилось, а потому поездка в верховья Буреи стала первоочередной задачей.

Но, как это часто бывает, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот так же и у нас: все как-то не складывалось. Но мысль оказаться в сказочном месте, где водятся гигантские хариусы, не покидала ни на секунду. И чудо случилось. Провидением для нас стал коллега — бывалый буреинский рыболов и охотник Алексей Барсуков, предложивший составить ему компанию к одному из притоков Бурей в ее верхнем течении. К слову, именно Алексею принадлежало авторство тех самых памятных фотографий, и, естественно, кто лучше, чем он. мог показать дорогу в заповедное царство хариусов.

Мы несемся на катере по Бурейскому морю, растворяясь в его аскетичном осеннем наряде. Всего-то на недельку припозднились. Говорят, буквально день-два назад исчезло буйство осенних красок, но и в этом минимализме тоже есть своя прелесть. Мы как будто чувствовали последнее дыхание открытой реки, готовой облачиться в ледяной панцирь и погрузиться в зимнюю спячку.

Бурея просторна и торжественна. Скользя на быстроходном катере по водной глади, мы понимали, почему этот водоем принято называть не рекой, а именно Бурейским морем. С тех пор как Бурея при помощи человека превратилась в водохранилище, границы ее значительно расширились.

Кстати, название «Бурея» в переводе с эвенкского — «большая», а с момента запуска первого агрегата гидроэлектростанции в мае 2003 г. она стала просто огромной. Хорошо это или плохо для реки, пусть решают экологи. Но популяция щуки за последнее десятилетие увеличилась здесь в десятки раз, а горные реки, в недалеком прошлом чистые и стремительные притоки в нижнем течении Бурей, сегодня больше напоминают болота. Естественно, о традиционных обитателях горных речушек, таких как хариус и ленок, теперь говорить не приходится. Ныне нижнее течение Буреи — это владения «зубастой». А за благородной рыбкой милости просим в верховья Бурей. Там, говорят, она еще осталась в некоторых речушках. Правда, путь к этим речкам неблизкий и чреват всевозможными преградами.

Нам предстояло преодолеть по реке немногим более 200 км. Много это или мало мы, честно говоря, не поняли. Слишком велико было желание быстрее добраться до места, поэтому время проскочило незаметно. Сейчас пройдем еще один Бурейский кривун, и должна показаться река Норан, конечная точка заброски. Но что это? Сотни, даже тысячи бревен неожиданно перегораживают вход в Норан. Жуткое зрелище. Похоже, даже наш проводник растерялся. В прошлые годы такого ему видеть не приходилось. Гниющие деревья время от времени создают такие заторы на затопленных территориях, что через несколько лет это нагромождение может превратиться в непроходимый заломище. Впрочем, и сейчас для нас преграда оказалась более чем суровой. Состояние было близким к отчаянию. До реки осталось чуть больше километра, а тут такое… Что ж теперь, поворачивать обратно? Н-да, попали… Из оцепенения нас вывел Радомир. Умеет он порой удивлять.

Даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации наш товарищ не пал духом, а, взяв в руки спиннинг, стал прокидывать топляки. Уже на третьей проводке на его «Циклоп» зацепилась отличная бурейская щука. Несколько минут борьбы, и «зубастая» в катере. Начало рыбалке положено. Блестевшие азартом глаза всех рыболовов говорили, что на отступление никто не согласен. Решили прорываться во что бы то ни стало. И началось очередное преодоление. Не первое и, надеемся, не последнее в нашей рыболовной биографии. Но и не самое легкое. Сейчас, просматривая отснятые в том героическом прорыве видео- и фотоматериалы, понимаю, что во многом опыт нашего проводника помог успешно пройти то безумное нагромождение бревен. Алексей отлично чувствовал катер, вовремя поддавая газ или, наоборот, подтормаживая перед очередной дровиной. Слаженно отработали свои номера и Радомир с Олегом, отталкивая от мотора всплывающие бревна, так и норовившие покончить с винтом. Я расположился на носу катера и старался снять все происходящее на камеру. Порой осуществить это было нелегко. Катер то и дело переваливался с одного бока на другой. Вместе с ним совершал подобные кульбиты и я. Пару раз только чудом не свалился за борт. Напряжение было сумасшедшее. Временами становилось просто страшно. Иногда хотелось все бросить и повернуть, но, слава богу, мы не поддались порывам слабости и продолжали методично пробиваться через огромные бревна к нашей реке.

На прорыв ушло больше часа. Оказавшись на чистой воде, остановились на пятиминутный отдых, оглядывая пройденный путь. Там, где мы только что прошли, оставалась более-менее чистая полоса. А ведь еще обратно прорываться придется, к тому времени опять все затянет.

Но сейчас мы об этом не думаем. Так же как и о том, что все устье Норана покрыто льдом. После бревен какой-то ледок уже не помеха. Ведь мы всего-то в нескольких метрах от нашей мечты — гигантских хариусов.

Норан

В верховья Норана подняться на катере не получилось, слишком низок уровень воды в это время года, поэтому решили остановиться чуть ниже крайнего переката и отсюда делать пешие вылазки.

Интересная речушка. Небольшая, но стремительная. По рассказам нашего проводника Алексея, после дождей на Норане можно ждать любых сюрпризов. Всего за несколько минут эта небольшая речушка может превратиться в бурный грязевой поток, когда уровень воды в ней подскочит сразу на 2 м.

Правда, такие неожиданные перемены бывают в основном летом. Осенью все должно быть спокойно. Речка чистая, в берегах; есть где развернуться. Пытаемся сравнить Норан с другими знакомыми речками и понимаем, что это бесполезное занятие. Неповторима ее красота; непередаваема осенняя свежесть; ни с чем не сравнима атмосфера Норана. Говорят, первые эмоции самые сильные, а нам пока все нравится. Географически мы сейчас находимся в Верхнебурейском районе.

Таких речушек, как Норан здесь несколько, и все они кардинально отличаются от классических горных рек Хабаровского края. По термическому режиму это самый холодный район в бассейне реки Амур, сравнимый разве что с бассейнами рек Чукотки. Именно это и сказывается в первую очередь на ихтиофауне. Так, символом Верхнебурейского района по праву считается тот самый хариус, ради которого мы и отправились в это опасное путешествие. В среде ихтиологов по поводу «бурейца» идут споры: одни считают его подвидом, другие же вполне самостоятельным видом хариусов бассейна Ледовитого океана. Об этих спорах мы были, естественно, наслышаны, так же как и о том что первым обратил внимание на неоднородность этих хариусов зоолог из Хабаровска Александр Антонов в 1993 г. Именно он описал отличия нового подвида от амурского.

Но сейчас нас интересовали явно не количество жаберных тычинок или ветвистых лучей в спинном плавнике. Хотелось как можно быстрее оказаться на нормальном плесе и поймать легендарную рыбу.

Оставив скарб на берегу, мы похватали удочки и понеслись в верховья Норана.

Там по словам Алексея, был перспективный плес. Первые волнительные проводки; естественно, первые обрывы мушек и первые сходы. Такое бывает. Я называю эти моменты притиркой к новому месту. Но вот следует хорошая поклевка у Радомира. Удочка гнется в дугу. Все отвлекаются от своих поплавков и наблюдают за исходом первого серьезного противостояния. Несколько секунд понадобилось нашему товарищу, чтобы укротить буйный характер бурейского хариуса. Внимательно рассматриваем первый трофей. Действительно, ничего общего с виденными ранее хариусами. У «бурейца» совсем нет ярких пятен и характерных для амурского хариуса оранжевых боковых полос; но зато ближе к голове расположены параллельные ряды многочисленных мелких черных пятнышек. Есть разница и в окраске плавника. И размеры паруса впечатляли: с такой красотой и царским величием нам еще сталкиваться не доводилось.

Фотографируем первый трофей и продолжаем рыбалку, так как времени до заката остается немного. В оставшиеся полтора часа больше везет Алексею. Одного за другим он ловит пять приличных хариусов. Объясняем это тем что наш коллега не первый раз на Норане и хорошо знает повадки местной рыбы. Нам же приходится методом проб и ошибок подбирать правильные мушки. Алексей решил нам не мешать, предоставив возможность самим разыграть норанский жребий, за что ему искреннее спасибо. Ведь процесс подбора приманки порой сродни искусству, ну и проверка на профпригодность, если хотите. Мы ее, к слову, выдержали. С небольшими паузами сначала Радомир, а потом и Олег вытаскивают по парочке хариусов Все. можно и дух перевести. Тем более что солнце уже скрылось за горизонтом.

Гостеприимная река

На следующий день поднялись еще выше по течению. В 3 км от табора нашли отличный плес. Здесь и решили провести день. Погода «шептала». Утреннее солнце почти мгновенно растопило забереги и избавило нас от томительного ожидания прекращения хода шуги. Уже к 11 часам река была чистой. Можно начинать.

Подводя итоги первого знакомства с бурейским хариусом, мы обратили внимание на то, что поведение и места обитания рыб этого вида мало чем отличаются от их амурских собратьев. Тот же стайный образ жизни. Кормится хариус тоже на сливах после перекатов. Поэтому вопросов с тактикой рыбалки не возникало. Больше заставили задуматься его вкусовые пристрастия.

Несмотря на то что эксперименты по подбору приманки в первый день рыбалки закончились успешно, к вечеру состояние наших флай-боксов стало более чем плачевным. Дело в том, что буреийский хариус оказался большим привередой. И решающим для него был не цвет приманки или изящная имитация реального насекомого, а, к нашему всеобщему удивлению, размер.

К примеру, уловистые мушки Алексея были связаны на карповых крючках № 6. Наша привычная минималистическая эстетика тут не работала. А несколько больших приманок, на которые никто серьезно и не рассчитывал, были честно оторваны на вечерней «пробе пера». Вот и пришлось Радомиру полночи у костра вязать мушек на самых крупных имеющихся в его запасе крючках. А ведь непредсказуемо могла сложиться наша дальнейшая рыбалка, если бы не вязальное мастерство Радомира, восстановившего мушиный ассортимент, серьезно подорванный в первый день.

Первый заброс, первая проводка, и поплавок стремительно уходит на глубину. Подсечка, и огромный хариус отчаянно бьется на крючке Рыбалка началась. Новые мушки работали исправно. За первые полчаса с рыбой были все, что, естественно, сказалось на настроении. Плес оказался по-настоящему счастливым для нас, а Норан в эти мгновения — добрейшим созданием матушки-природы. Мерный рокот переката нашептывал сказочные истории о поздней бурейской осени, а красавцы-хариусы продолжали радовать своими размерами. И так все было празднично и волшебно, что порой не верилось, что происходит это с нами на самом деле.

Очередная поклевка у Алексея Годами рыбалок отработанная техника не дает сильному хариусу взять верх в этой борьбе. И вот он уже на поверхности. Я сопровождаю пойманную в окуляр камеры картинку, понимая, насколько уникальными будут эти кадры после, и одновременно испытываю ни с чем не сравнимые гордость и восторг от сопричастности к происходящему. Не многим рыболовам удавалось становиться обладателями таких трофеев. Средний размер хариусов составил около 38-40 см. Рыб меньше 1 кг и не припомним.

Вижу возбужденное состояние Радомира и понимаю, что на его мушку зацепилось что-то покрупнее хариуса. Может быть, таймешонок? Но через несколько секунд борьбы на поверхности показался ленок. Немаленький и сильный. В тот день нам удалось поймать еще несколько норанских ленков. Брали они на те же огромные мушки и доставили немало приятных моментов, учитывая, что ловили мы преимущественно легкими болонскими удочками. Порой некоторых рыбин приходилось выкачивать со струи по 10-15 минут. Отличные эмоции!

Вот таким получилось наше путешествие под занавес рыболовного сезона.

Спасибо этой замечательной реке за ту радость, что она нам подарила. Отдельное спасибо Алексею Барсукову, бурейскому рыболову и охотнику, открывшему для нас и это место, и эту рыбу.

Можно поставить жирную галочку в своей рыболовной биографии — мы первыми среди рыболовов запечатлели ловлю бурейского хариуса. По материалам этой поездки обязательно сделаем фильм, который, возможно, поможет ихтиологам в изучении данного вида.

Буквально через несколько дней после нашей рыбалки на реке Норан ударили сильные морозы. Реку сковало льдом, и сезон текучей воды на ней был закрыт.